В данном материале сделана робкая попытка провести классификацию основных мотиваций в современной фотографии.
Что движет людьми, имеющими фотокамеры, нажимать кнопки спуска? Кто они? Мы имеем полное право провести следующую классификацию по следующим категориям:
Классификация производителей фотографий
1. Коммерческие фотографы, работающие от "за еду" до "за деньги".
- рекламная фотография под заказ. Это могут быть печатные или инет-издания, фирмы, занимающиеся всеми видами рекламы кроме радио;
- репортажи всех видов, включая свадебную съёмку, выписку из роддомов, юбилеи, чествования и т.д.;
- съёмка выпускных альбомов от детских садов до ВУЗов;
- фото на паспорт и другие документы;
- фотографии для научных статей, иллюстрации к журналам о природе, путешествиях, людях;
- съёмка для фотобанков.
2. Творческая фотография- всё что снимается опытным фотографом, знакомым с законами композиции, зачастую постановочно или сюжетно-осмысленно. В любом случае творческий фотограф создаёт фотографию, предназначенную для просмотра посторонними людьми, чьё мнение для него имеет значение. Фотограф снимает с целью получить красивую фотографию, удивить людей, повысить самооценку, порадовать моделей, завести новых друзей, найти жену. Нажатие на кнопку спуска, как правило происходит осмысленно, фотограф представляет будущий кадр как по сюжету, так и по назначению.
- пейзажи, восходы-закаты, городские пейзажи, путешествия, фотографии кошек, собак, прочих зверей;
- стрит - уличная фотография. Как правило это жанровые сценки из жизни социума с присутствием людей или последствиями их деятельности;
- фотосессии с конкретными моделями. Фотограф и модель рассчитывают пополнить каждый своё портфолио, в надежде перейти в коммерческий сектор фотографии или сделать кому-то подарок;
- все те категории что и в коммерческой фотографии, если фотограф ничего не рассчитывает получить за свою работу, но делает её профессионально.
3. Всё что не входит в эти перечисленные категории будем называть любительской фотографией. Фотограф нажимает кнопку спуска зачастую потому что у него есть фотокамера. Он не знаком с правилами построения кадра, не представляет зачем делает данный снимок и обрадуются ли ему возможные зрители. Ему нравится сам процесс фотографирования, без учёта остальных моментов этого процесса. Фотографирует всё, что можно и нельзя сфотографировать. Режимы камеры изучены на уровне "фото, видео, просмотр".
Классификация потребителей фотографии
1. Фото на документы. Ученический, паспорт, для анкеты. Делаются как правило в мелких фото ателье, зачастую мыльницами с подсветкой одним зонтом. Людям такие фотографии нужны срочно и они идут в ближайшую точку и платят сколько скажут. Сказать что таких заказов много нельзя, поэтому наверное так и не появился термин "паспортный бомбила" в отличие от "свадебного".
2. Свадебные фотографии. В большинстве случаев, это простая традиция, иметь на свадьбе фотографа и видео оператора, пришедшая на смену институту свадебных генералов. Молодые выбирают фотографа или по чьей-то рекомендации или на тендерной основе, задав вопрос "а сколько фотографий вы делаете?". В настоящее время это один из доходных подразделов фотографии.
3. В последнее время набирает популярность заказывать фотографов снимать выписку из роддома и юбилеи. Это не так обязательно как снять свадьбу, но заказчиков становится всё больше.
4. Заказ фотографов на съёмку сотрудников организации для отдела кадров, размещения портретов на сайте компании, для освещения корпоратива. Весьма не частые заказы, хотя и хорошо оплачиваемые как правило.
5. Фотографии для рекламы. Заказываются как самими потребителями, так и посредниками, в лице рекламных агентств. Основной поток лежит в русле индустрии моды и как следствие, вызывает эмиссию вторичных заказчиков:
6. Заказы на съёмку снепов, тестов, стартовых портфолио, буков, прочего. Заказчиками выступают начинающие модели, пытающиеся прорваться в модельный бизнес. В последнее время пытаются получить всё это бесплатно, пользуясь услугами начинающих фотографов.
7. Репортажная фотография. Наверное самый рискованный сектор фотографии. Доходы фотографа зависят от его смелости, изворотливости, удачи и находчивости.
8. Фотографии для науки. В последнее время всё больше и больше фотографий в этом сегменте потребители находят в интернете.
9. Студийная пленерная фотография, съёмка лавстори, на выпускные альбомы, сайты знакомств, художественное фото, в т.ч. в стиле ню с серьёзной проработкой образов.
Есть ещё один сегмент рынка потребителей фотографии, хотя здесь скорее речь идёт о фотомонтаже, а не о самом процессе фотографии. Это фото на памятник. Редко кто при жизни задумывается о таком портрете, вот и приходится родственникам покойного поднимать любительские снимки последних лет и искать специалиста по созданию достойного портрета. Согласитесь, не так просто создать красивый портрет на памятник имея на руках несколько сотен фотографий с моря или шедевров застолья. Культура фотографии меняется на глазах, приобретая причудливые формы и почти переставая быть собственно культурой.
|