Фотограф Игорь Бакбардин



Каталог статей
Главная | Регистрация | Вход

Главная » Статьи » Общие рассуждения

Тест камеры Canon Power Shot SD1300 IS Digital ELPH ixus 105
    Случилось маленькое чудо и на одном из сайтов в фотоконкурсе я выиграл камеру. Правда, маленькую, но зато Canon. Мыльница голубого цвета по имени Canon Power Shot SD1300 IS Digital ELPH ixus 105. Питание камеры от входящего в комплект литиевого аккумулятора, к которому прилагается и зарядное устройство. Для того чтобы начать снимать, нужно вставить свою SD'шную карту памяти и зарядить аккумулятор. Карту камера  унаследовала от отказавшего КПК и пока шёл заряд аккумулятора, я успел прочесть инструкцию к камере. Практически ничего лишнего и всё понятно даже мне. Меню камеры традиционное для Кэнона и всё там интуитивно понятно, особенно если установить русский или украинский язык.
   Итак, самый первый режим съёмки, в котором нужно только «навести и нажать», так называемый «зелёный режим». Камера сама берётся сделать буквально всё! И определить сюжет съёмки и сфокусироваться на чём надо, весело пропиликав о готовности снять ещё один шедевр. Правда, справедливости ради, надо отметить,- в инструкции сказано что иногда, в руках особо одарённых и изобретательных фотографов, автоматика камеры может и не справиться в этом режиме с трудностью творческой задачи. Но огорчаться вовсе нет причин,- если ты такой умный, для тебя есть режим, где можно прямо указать камере что же ты намерен снять и камера, удивлённо ахнув от неожиданности творческого замысла, всё равно справится с поставленной задачей. Не будучи в душе садистом, я всё-таки решил проверить алгоритмы восточных инженеров и решил в этом зелёном режиме сфокусироваться на клавиатуре примерно с 10 см. Камера попыталась подслеповато сфокусироваться на буковках, потом хитро прищурилась, погрозила мне чем-то на экранчике и быстро переключилась в режим макросъёмки. Это весьма полезная функция для тех кто снимает всё что видит, - в считанные секунды, без каких-либо действий со стороны фотографа, перейти от съёмки пейзажа к макросъёмке комара, сосущего кровушку из руки увлечённого владельца камеры. В общем, это зелёный режим, в который был установлен переключатель ещё на далёком китайском заводе, предназначен для тех, кто не захотел в отличии от меня читать инструкцию, пока заряжался аккумулятор. Мы же, кто не ищет лёгких путей в искусстве, сразу переключаемся на второй, творческий режим съёмки, предназначенный для продвинутых фотографов и прочих профессионалов. Здесь можно почти всё! Но сначала несколько слов о несоответствии.  В камере я не нашёл следующих режимов, описанных в мануале: "Съёмка с недостаточным освещением", "Съёмка людей на пляже", "Съёмка под водой", "Съёмка листвы", "Съёмка людей на фоне снега" и "Съёмка фейерверков". Зато есть режим "Таймер для определения лица".  Небольшой эксперимент показал что это режим для съемки автопортретов.  При его выборе, после нажатия на кнопку спуска, камера просит не прятать от неё своё лицо. При этом она ждёт 10 секунд, в течении которых должна найти в кадре лицо, по нему сфокусироваться, определить экспозицию и сделать снимок. Для любителей автопортрета это находка! В дополнение к этому режиму, производители позаботились чтобы камера устойчиво стояла на ровной поверхности как для съёмки пейзажа, так и портрета,- на короткой стороне имеются едва заметные выступы-ножки.  Порадовала возможность проводить экспокоррекцию во всех творческих режимах. Кроме того, камера не требует установки перед каждым снимком времени задержки спуска, - она его запоминает. Зайдя в установки функций мы видим возможность задания следующих значений ISO: Авто, 80, 100, 200, 400, 800 и 1600. Вполне приличный диапазон, учитывая класс камеры. Довольно удачно на мой взгляд было придумано завести на кнопку установки макро режима ещё один режим,- бесконечность. В этом случае, у камеры нет шанса промахнуться с фокусировкой. Что интересно,- по мануалу, эта самая бесконечность, наступает приблизительно с 3х метров... Для любителей макросъёмки зарезервировано расстояние от 3х до 50и сантиметров от среза объектива. И совсем уже профессиональные мотивы присутствуют в возможности фиксации экспозиции и фокусировки. Объектив достаточно светосильный на коротком конце — аж 2.8, становится темноватым на длинном конце — 5.9. Диапазон фокусных расстояний на объективе обозначен как 5-20мм. Поскольку для камер класса «мыльница» принято указывать не фокусные расстояния в пересчёте к 35 мм плёнке, а кратность зума, разделив большее значение на меньшее, мы видим что у камеры 4х кратный зум, вполне достаточный чтоб покрыть 95% всех потребностей владельца. Остальные 5% можно покрыть ногами, которые значительно расширяют диапазон фокусных расстояний любого объектива.
  В названии камеры присутствует обозначение IS –  стабилизатор изображения. В данной модели это электронная стабилизация, за работу которой приходится расплачиваться мегапикселями матрицы. Режим легко доступен к управлению из меню. Имеются такие варианты: «выкл.», «непрерывно», «при съёмке» и «панорама». Режим «панорама», по всей видимости предназначен для съёмки с проводкой.
   Итак, с теоретической частью всё просто и понятно, переходим практике. Делаю снимок с балкона на самом широком угле (или самом коротком фокусном расстоянии, если кому нравится так больше). Режим съёмки стандартный, которому в меню многих, если не всех камер, соответствует буковка «Р».
Уже начинаются сумерки и камера делает снимок с f/2.8, 1/500 ISO 400. Мне кажется несколько необоснованным завышенное значение ISO и выбор такой короткой выдержки. Будь у меня выбор, я бы установил 1/125 секунды и ISO 100, что позволило бы получить ту же экспозицию и резкость, но при значительно меньшем уровне шумов. Давайте посмотрим фрагмент этого снимка без какой-либо обработки. Как видим, не так уж и много шумов, скорее всего это работа встроенной программы-шумодава. Ладно, прощаем камере такой выбор и делаем снимок на самом длинном фокусном расстоянии. Данные экспозиции следующие: f/5.9 (это максимальное значение диафрагмы для этого фокусного расстояния), выдержка 1/160 и ISO 400.
Издалека всё выглядит прилично и картинка по яркости не отличается от первого снимка. Выделим и рассмотрим фрагмент, как и в первом случае, — вроде не так уж и плохо.

    На улице становится всё темнее и мне интересно опробовать режим ночной съёмки. Инструкция честно предупреждает что для этого режима нужен штатив, правда, как позже выяснилось, будучи твёрдо убежденой в том что у меня его нет. Но у меня есть несколько штативов и камера, после ряда снимков, с грустью признаётся что не умеет делать выдержки длиннее 1 секунды. Она умеет поднимать ISO, давить шумы после съёмки и стабилизировать изображение во время съёмки, но не умеет делать длинные выдержки. Мне трудно по этому поводу найти подходящий камень что бы кинуть в японских инженеров, т.к. они вполне могут кинуть мне в ответ что это всего лишь мыльница и если я такой грамотный что у меня есть штатив и мне нужна длительная выдержка, то почему у меня нет зеркалки? А если я им признаюсь что она у меня есть, они тут же предложат поставить на штатив именно её и не отвлекать их глупыми вопросами по нештатному использованию камер класса «мыльница». Поэтому молча кошу глазами на восток и делаю в уме заметку не использовать эту камеру для ответственных ночных съёмок. Ну не ответственных, а тех, где видишь что-то красивое и хочешь чтоб и снимок получился таким же красивым. Давайте посмотрим, что же может предложить данная камера нам в полумраке.

  Снимок сделан в режиме ночной съёмки с такими параметрами: f/2.8, 1/8, ISO 400, широкий угол. Мне это не понятно,- снимок слишком тёмный и я перключаюсь в нормальный режим по имени «P». Устанавливаю ISO 80 и делаю снимок, который выглядит несколько светлее и имеет следующие параметры: f/2.8, выдержка 1секунда. Для меня это лишнее подтверждение что осмысленная съёмка, когда фотограф понимает что и как он делает, всегда проносит свои плоды. Ведь будь у меня возможность хотя бы 2х секундной выдержки и претензий к ночной съёмке не было! Далее пробую с другой стороны дома снять остатки светлого неба. Всё с тем же предустановленным ISO 80 в нормальном режиме. Опять камера делает секундную выдержку, но вот диафрагма всего 4, т.к. это среднее значение фокусного расстояния и максимально доступная для него диафрагма.  Как видно, тона неба переданы очень неплохо, но всё остальное слишком темное. Однако, информация в тенях присутствует и мы сейчас посмотрим, что можно вытянуть. Хочу обратить ваше внимание что все тестовые снимки или фрагменты их не редактировались по свету или цвету,- всё как выдала камера. Сейчас же, вы видите вариант обработки в графическом редакторе,- вроде неплохо, как по присутствию деталей в тенях. Возвращаюсь на свой балкон и в нормальном режиме устанавливаю экспокоррекцию в +2. Камера делает снимок с f/2.8, 1 сек, ISO 800. При этом, куда-то немного съехал баланс белого. Видимо камеру сбили с толку огни проезжающего внизу автомобиля.  Снова пробую немного отредактировать этот снимок. Из неба вываливаются все шумы что там прятались, из теней в ЛНУ не вываливается ничего, там всё провалено. Ну ладно, всё понятно, не для ночной съёмки эта камера. А ведь добавь производитель всего-то пару-тройку секунд в диапазон выдержек и счастью моему не было предела! В немного расстроенных чувствах возвращаюсь за компьютер и зачем-то пробую снять с рук монитор, на котором как раз набираю этот текст. На среднем фокусном расстоянии 9,5 мм камера ставит f/4.0, 1/50 ISO 320. Присутствует явная бочкообразность. Кроме того, камера выбрала промежуточное значение чувствительности, которое не доступно для ручной установки. Но тем не менее снимок мог быть ярче. Наверное именно для таких случаев предназначены программы, входящие в комплект с камерой на компакте. Это я про необходимость корректировки яркости, бочкообразнось там вряд ли есть возможность исправить.
   Ну не для ночи камера, так не для ночи. На следующий день, который выдался пасмурным, по дороге в студию встречаю даму с пёсиком на руках. С возгласом — ой какая прелесть! - кидаюсь к ней, на ходу вынимая из нагрудного кармана мыльницу.
Дама покорно замирает, пока я делаю кучу комплиментов и пару снимков со значениями f/2.8, 1/160 ISO 125 и f/4.5, 1/60 ISO 200 соответственно. По собственному опыту знаю что при попытке вынуть из сумки зеркалку, в точно такой ситуации, мне были бы заданы уточняющие вопросы,- а зачем это вам? - а куда пойдут эти снимки? И самый ходовой вопрос нашего времени,- а сколько вы мне заплатите? Потому что все грамотные и все понимают,- большой дядька с большой камерой просто так снимать не будет,- он наверняка это продаст и заработает кучу денег, так пусть поделится. А вот тот же самый большой дядька но с крошечной мыльницей,- свой, такой же как и мы, и если ему взбрендилось снять меня или мою любимую собачку,- конечно сними, ничего тебе за это не отвалится ни от кого!
   В студии делаю навскидку снимок.
Свет от окна,  f/4.5, 1/10 ISO 800, среднее фокусное расстояние. Кстати, как я понял, фокусное расстояние меняется ступенчато, а не плавно. Сколько ступеней в диапазоне 5-20 мм я пока не выяснил. Но вот похоже шаг между двумя соседними у нас в кармане,- это 9.5 и 12.8. Выглянуло солнышко и модель потянулась к нему. Несмотря на экспокоррекцию в -0.33, получаю пересветы по руке и груди модели. Но фокусировался-то я и определял экспозицию снимка по лицу модели, которое как раз на треть шага темнее чем следовало, так что всё здесь нормально и к камере особых претензий нет.
  По дороге домой ищу что бы ещё снять, используя преимущества малого размера камеры и скорости подготовки к съёмке. Действительно, можно сделать снимок почти на ходу, не расстёгивая сумку, доставая большую камеру, снимая колпачёк с объектива и перестраивая режим съёмки со студийного на репортажный. Всё же останавливаюсь и делаю снимок, почти не привлекая внимания прохожих,- мало ли сейчас по городу психов с камерами?
В меню камеры нахожу режим i-Contrast и устанавливаю его в режим авто,-  хочу попробовать снять сильно бликующие на солнце авто. Заодно проверить оптику на хроматические аберрации. Действительно, контраст выровнен, видны детали в тенях и участки пересветов сведены к минимуму. Хотя снимок и выглядит побитым программой HDRi, но для репортажной съёмки этот режим вполне применим. Смотрим под увеличением на область с бликами,- характерный для Кэнона синий ореол на месте, впрочем,  вполне допустимой величины.
  
Дома одеваю специальные цейсовские очки и вглядываюсь в объектив малютки,- так и есть, мне не показалось,- по периметру линзы грязь. Причём не от рук, а скорее всего технологического характера, повторяющая прямоугольный контур линзы. Мой чистящий карандаш, просто не помещается в маленькое пространство и приходится прибегать к помощи ватного тампончика. С трудом удаётся очистить стекло. Размер этой линзы напомнил мне размер окуляра старой 20ти кратной подзорной трубы, ещё советского изготовления. Что интересно,- в этой трубе тоже есть резьба под штатив. Собираю нехитрую конструкцию из 2х штативов и немного вывожу зум в камере таким образом что бы не было виньетирования. На глаз, расстояние до места съёмки около 500 метров. Меряю по карте Яндекса — всего 400. Ну подумаешь, немного ошибся. Камера уверенно фокусируется и я делаю несколько снимков с 2х секундной задержкой,- уж больно неустойчивая конструкция. Минимальный сдвиг объектива камеры от оптической оси трубы вызывает притемнение картинки с одной стороны, поэтому стараюсь максимально точно их совместить. Ну что-то получилось, учитывая что ничего интересного из моих окон не видно. Камера устанавливает f/4.5, 1/15 с предустановленным ISO 80 и экспокоррекцией -0.33. Не нужно этот эксперимент принимать как руководство к действию,- просто небольшая фотографическая шалость...
   Смеркается и мне приходит в голову ещё одна аналогия,- на сенсоре этой камеры столько же мегапикселей, как и на сенсоре моего Nikon D300. Конечно, я понимаю что камеры находятся в совершенно разных весовых категориях. Да и соотношение сторон у мыльницы 3х4, а у зеркалки 2х3, но просто интересно проверить разницу. На Nikone стоит 50мм объектив и я зумом мыльницы выбираю максимально близкий, при котором в объектив входит приблизительно столько же площади детской площадки. Дядя Nikon делает снимок с такими параметрами: f/3.2, 1/30 ISO 400, экспокоррекция +0.33.
Мальчик Canon ему отвечает f/5.0, 1/13, ISO 400. Обе камеры снимали со штатива. Давайте приблизим скамеечку из центра кадра чтобы посмотреть более детально на работу каждой камеры. Итак, скамеечка от Никона. Эта же скамеечка от Кэнона.   Мне становится любопытным, что малютка снимет если поднять ей ISO до предела 1600. По всей видимости это форсированный режим, в который её не загоняет даже автоматика. Но я-то не автоматика,- я человек и мне любопытно. Итак, та же самая площадка и та же самая скамейка. Не следует сравнение этих двух камер от двух брендовых производителей воспринимать как аргумент в пользу того или иного,- просто ещё одна фотографическая шалость. Эти камеры просто нельзя сравнивать, как нельзя сравнивать свадебный лимузин и гоночный мотоцикл,- у каждого механизма своё назначение и своя цена.
   Попробовал поснимать и портреты.
Вполне приемлемое качество, если речь не идёт о портрете на обложку глянцевого журнала. Впрочем, то что сейчас печатают в большинстве журналов, похоже тоже частенько снималось мыльницей. Портреты получаются мягкими и особых нареканий у меня не вызывают. Один снимок не удержался и обработал. Не буду здесь приводить оригинал и данных съёмки, просто посмотрите на фотографию и вспомните золотые слова, неведомо кем и когда сказанные,- снимает не камера, а человек.
   Если подвести итог этой повести о камере-мыльнице,- она мне нравится. Возьму её с собой в отпуск, много места не занимает, всегда готова к работе, излишнего внимания ко мне не привлекает. А для ответственных моментов, возьму и зеркалку с набором объективов, вдруг мыльница выйдет из строя и мне нечем будет снимать... )))

   Итак, Кэнон в отпуске, часть вторая, месяц спустя.

  Очень легко камера таскается повсюду за мной или в кармане или на ручном ремешке. Выяснилось что этот ремешок всё время норовит соскочить с опущенной руки если камера не висит на нём, а зажата в ладони. Он должен быть или короче или длиннее, чтобы можно было пару раз обмотать его вокруг запястья. Но это проблема именно моего запястья, у наших восточных коллег с этим должно быть всё в порядке. Сейчас, наснимав уже около полутора тысяч кадров, мне есть что добавить к первой части, чем поделиться.
  Режим макро. При попытке снять букашку на цветке примерно с 5ти сантиметров, столкнулся с проблемой неуверенной фокусировки. Камера всё время пыталась сфокусироваться на цветах заднего плана, а не на глазах богомола.
Естественно, был установлен режим макро съёмки. Это можно объяснить тем, что был небольшой ветерок и цветок находился в движении. На экранчике камеры при установленном мной 2х секундном просмотре только что сделанного снимка эта нерезкость вполне хорошо заметна и я делаю несколько кадров чтобы получить нормальную резкость. При попытке же сфокусироваться на неподвижном объекте при достаточной освещённости, таких проблем не возникает. Ещё следует заметить что минимальное заявленное расстояние в 3 см от среза объектива в режиме макро, доступно только на самом коротком фокусном расстоянии. По мере увеличения этого расстояния, камера фокусируется на расстояниях, значительно превышающих 3 см. А этот снимок с параметрами /2.8, 1/8, ISO 800, был сделан в режиме макро в очень тёмной столовой. Встроенная вспышка была отключена, камера зажата в руках над тарелкой, локти стоят на столе. При такой длительной выдержке фото выглядит вполне резким, не иначе поработал стабилизатор изображения, т.к. я был голоден и весь дрожал от предвкушения трапезы... Надо отметить что ни на одном снимке, где точно поработал стабилизатор изображения не было замечено уменьшения размера картинки. Все кадры имеют размер 4000 х 3000 пикселей.
  Что можно снять на пляже? Почти ничего интересного, особенно, если лень подниматься с подстилки. И вот, решил я испробовать и цифровой зум. На самом максимальном приближении, где камера гордо вывела мне на экранчике х16.
До купающихся было примерно 40 метров, до тарелки – 5,5 км по карте Яндекса. Небольшая замыленность вполне понятна при таком расстоянии и учитывая отсутствие на камере ультрафиолетового фильтра. Чёткость вполне приемлимая, как для выдержки 1/500 и моих дрожащих рук, - не иначе сработал стабилизатор изображения. Размер картинки тоже штатный – 3000 х 4000 пикселей. Я начинаю сомневаться, а точно ли в камере реализована электронная стабилизация изображения? А вдруг стоит нормальная, электронно-механическая? Или просто размер изображения цифровыми алгоритмами приводится к этим размерам? Ведь и цифровой зум и электронная стабилизация изображения ведут к уменьшению пиксельности картинки...
   Возвращаясь с пляжа, жена заметила красивый рисунок облаков и попросила его сфотографировать.
Оказалось что это не совсем просто сделать,- камера упорно выдавала жёлтую рамочку неуверенной фокусировки. Я попытался сфокусироваться на чёткой границе облаков с хорошим контрастом и опять получил жёлтую рамочку. Надеюсь вы понимаете что в понятие «попытался сфокусироваться» входит не разовая попытка сделать это на ходу. Я честно несколько раз повторял эту процедуру. Включаю режим фокусировки на дальние дистанции, те самые, которые начинаются с 3х метров и к своему удивлению снова получаю жёлтую рамочку! Вот это мне уже совсем непонятно, по логике, в этом режиме оптика камеры должна быть выведена в положение съёмки «бесконечность» и автоматика камеры должна озаботиться лишь экспозицией для данной композиции. Не хочу рисковать, переключаюсь в обычный режим фокусировки, фокусируюсь на дальнем предмете, которым оказался чей-то особняк и получив уверенную зелёную рамочку нажимаю на джопеде (не помню как это называется правильно, но вы поняли о чём речь) стрелку влево. Это блокирует автофокусировку и позволяет спокойно, с зелёной рамочкой на дисплее, снять картину неба.
   В этом году мы остановились в доме с красивым интерьером в холле и я не отказал себе в любопытстве сделать 3 снимка со штатива, используя возможности экспокоррекции камеры и последующим объединением их с помощью программы в HDRi.
Один снимок был сделан без экспокоррекциии, второй с коррекцией +2EV и третий -2EV. Несколько ранее, примерно с этого же ракурса я сделал аналогичный кадр, собрав его из 3х снимков сделанных Canon 30D. Можно сравнить оба кадра. Правда, как видно из снимков, условия освещения были несколько различны, но сделать вывод о возможностях мыльницы можно вполне. Конечно, при условии наличия компьютера и небольшого опыта обработки.
   В целом, камера представляет собой достаточно универсальный программно-технический комплекс. Встроенное программное обеспечение в сочетании с системой стабилизации изображения позволяет делать вполне приличные снимки в самых разных условиях освещения, а компактные размеры позволяют всегда иметь её под рукой. Камера может быть рекомендована как начинающим фотолюбителям, так и продвинутым в качестве карманной камеры, которая всегда под руками.

Категория: Общие рассуждения | Добавил: ibb17 (01.09.2011)
Просмотров: 2580 | Комментарии: 1 | Рейтинг: 5.0/1 |
Всего комментариев: 1
1 Сергей  
0
Спасибо большое за выложенный материал про тест камеры. Честно говоря я ожидал от неё увереннее снимки..но(((((..эх, что поделаешь?, что есть то и кушаем))).

Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]





Главная страница
Контакты
Каталог файлов
Каталог статей
Фотоальбомы
Видео
Былое и думы
Форум
Гостевая книга
Обратная связь
Категории каталога
Общие рассуждения [8]
Вопросы, имеющие отношение к фотографии
Разный трёп [4]
Что-то эпистолярное, к фотографии отношения не имеющее
Форма входа
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Предпочитаете цвет или ч/б?
Всего ответов: 0
Copyright MyCorp © 2024