Некоторые особенности съёмки и обработки фотографий девушек старшего возраста (от 50 лет и выше)
Как-то так сложилось и никого уже не удивляет тот факт, что
фотография, особенно профессиональная, - потребность главным образом
молодёжи. Им это надо например, что бы выставить вконтакте, поменять
аватарку в Skyp'е. Это для тех кому до 17. Дальше цели немного
расширяются - например, требуется "убойное фото” конкретно для какой-то
цели мужского пола. Если попутно "уложит” ещё человек 15-20, не
страшно, для самооценки это совсем не вредно. Было бы чем убивать, а то
что-то уже поднадоели снимки, сделанные телефоном. Так же, в этом
возрасте довольно часто у девушек под прессом комплиментов происходит
лёгкое головокружение, результатом которого может быть уверенность в
своей полной профпригодности для работы в модельном бизнесе и как
следствие - полная ненужность дальнейшей учёбы "не по специальности”. И
пока подруги оббивают пороги ВУЗов, я буду мило им улыбаться с обложек
глянцевых журналов. А чтобы все менеджеры, скауты модельных
агентств, а так же редакторы модных журналов узнали наконец обо мне,
нужно где-то сделать профессиональное портфолио. Так же, практикуется
съёмка "для себя", когда нет чёткой цели из вышеперечисленного списка.
Человек просто хочет запечатлеть себя на каком-то этапе своей жизни.
Возможно одного, возможно с близкими или родственниками. Эти
фотографии, несмотря на возможную художественную ценность, всё же
предназначены для семейного альбома. Старшее поколение помнит
существовавшие в советские времена фотоателье, предшественников
современных студий. Фиксированное расположение источников света,
большая деревянная камера на деревянной же треноге, фотограф за ней,
накрытый с головой чёрной накидкой, крышка объектива, играющая роль
затвора. И постоянный обман с обещанием вылета птички из этого
антикварного скворечника. Фотографии тех лет в рамках и семейных
альбомах до сих пор хранятся у старшего поколения, напоминая о прошлых
временах, событиях, ушедших людях. С уходом и этого поколения, уйдут и
их фотографии, оставшись в сундуках на чердаках, у кого есть и то и
другое. Хранить толстые альбомы прошлой эпохи и фотографии незнакомых
людей, хоть и своих родственников из прошлых эпох, с которыми
разминулись во времени, мало кто будет в наш прагматический век. Скажем
прямо, - внучка, несколько раз в году, со слезами умиления на глазах,
просматривающая пачки фотографий своей, нестарой ещё бабушки,
сделанных на отдыхе за последние годы - образ более мифический, чем
реальный. Зато бабушка, бережно хранящая фото внучки и всех её
кавалеров, вполне жизненное явление. Таким образом, с некоторой
натяжкой, можно сделать вывод: именно бабушки являются основными
хранителями, ценителями и потребителями фотографий, относящихся к
портретному жанру. И именно бабушки, в конечном итоге определяют
художественную ценность той или иной фотографии, помещая её в очередной
том семейного альбома или заключая в рамочку и ставя на старинный
сервант, т.к. забить гвоздь в бетонную стену панельного дома она не в
состоянии, а от зятя этого тем более не дождёшься. Просматривая
фотографии своих детей, внуков, правнуков, старики проживают частицы и
их жизней, радуются знаковым событиям, осознают что род их не угас и
процветает. Их, стариков, всегда живо интересуют фотографии своих
близких, но крайне редко они соглашаются фотографироваться сами. С
подозрением они смотрят на фотографа, про себя думая - где ж ты, зараза
такая, был сорок лет назад, со своей заморской камерой, компьютером и
фотошопом? И что ты предлагаешь снять мне сейчас? Мою старость,
морщины, пигментные пятна на лице? Да, я старая женщина, но я -
женщина! И мне никогда не будет наплевать на то, как я выгляжу на
фотографии! Если есть хоть малейшее опасение что получится "не очень" -
фотографии не будет! Сейчас погляжусь в зеркало, вдруг я снова звезда?
Но зеркало не врёт - то что я в нём вижу меня не радует, а значит и
фотография мне не нужна!
-ах, милая бабушка! Конечно ваше зеркало не врёт! Оно просто не
обладает художественным вкусом, не умеет ставить свет, ловить ракурс. И
самое главное, оно не имеет возможностей фотошопа! Как, вы даже не
слышали о нём? Что это такое? - для нас с вами, милая бабушка, это
машина времени! Конечно, сорок лет я вам не обещаю, но лет 15 - 20
отмотать назад можно. Как раз будет возраст дочки? Ну что же, пусть
завидует маме. Да что ж вы опять к зеркалу? Ах, припудрить носик,- это
можно...
Ну давайте посмотрим, где нам найти место для фотографирования, ведь вы
не согласитесь ехать в студию? Нет? Ходите с трудом? Это пока вы себя
не увидите на моих фотографиях. Потом бегать будете. Нет, не за мной
чтоб вернуть фото, а по соседям и подругам, вашего же нежного возраста.
Нет, не для того чтоб жаловаться на меня и всячески проклинать. А чтобы
показывать им свои портреты и хвастаться ими. Для того чтобы обсудить
какая рамочка со стеклом им больше подойдёт и где их лучше повесить.
Для того, чтобы рассказать им, какими именно глазами ваша дочь, которая
всё-таки пришла в гости, смотрела на них. Чтобы рассказать что все
зеркала в доме, находятся в заговоре против вас и что им никогда не
дождаться того момента, когда придут люди и их завесят...
Итак, волею случая, меня занесло в небольшой курортный городок. Так
получилось, что меня, как фотографа, привели к одной даме домой.
Привели не с "улицы", а по рекомендации. Предстояло сделать несколько
портретов крупным планом в домашних условиях. Из света - летний
солнечный день за окнами и серебристый отражатель диаметром около
метра. Ну ещё сын, умеющий пускать им "зайчики". Дама мне вполне
доверяет, но жутко стесняется, несмотря на то, что всё происходит у неё
дома, - уж слишком непривычная для неё ситуация. Минут десять
разговариваем на общие темы, ходим по дому ищем места, подходящие для
съёмки. Собственно, мне нужен достаточно однородный фон в
непосредственной близости от окна. Квартира в хрущёвке на пятом этаже.
Рядом такие же хрущёвки - ничто не загораживает солнечный свет. Но
воспользоваться им в полной мере нам с сыном не удаётся - время
приближалось к полудню и солнце стояло высоко. Так что на узком балконе
нам удалось использовать небольшой лучик солнца, направленный на модель
отражателем с достаточно низкого положения. Чтобы избежать зловещего
выражения лица с таким светом, прошу модель немного наклонить голову
вниз. Сам же, отхожу максимально назад, упираясь спиной в какие-то
балконные шкафчики и стоя на одной ноге, чтобы второй не раздавить
какие-то баночки на полу, делаю несколько снимков. При этом веду с
моделью оживлённую беседу на какую-то, её интересующую тему. Света
вполне хватает для таких параметров экспозиции: f/5 1/200 ISO 100.
Камера Canon 30D, объектив - Canon Macro Lens EF-S 60mm 1:2.8 USM. Фото
1. Далее перемещаемся в комнату, на балконе которой только что снимали
и продолжаем снимать, почти вплотную приблизив отражатель к лицу
модели. Поскольку это уже не первый образ, модель несколько
расслабляется, тем более, она видит что я остался доволен нашим
балконным экспериментом. Солнце осталось на балконе и экспозиция
составила: f/2.8 1/125 ISO 100. Фото 2. Отодвигаемся от окна ещё на
метр. Здесь света ещё меньше и я вынужден поднимать значение ISO до
640, с теми же значениями диафрагмы и выдержки. Фото 3. На самом деле
фотографий было сделано намного больше, просто это те фотографии,
которые были отобраны для обработки и печати на формате А4. Модель к
концу съёмки уже полностью успокоилась и даже пару раз засмущалась,
когда пытаясь вызвать эмоции я спросил, помнит ли она своё самое первое
свидание. И как мне показалось. засмущалась она вовсе не потому что
отчётливо его помнила...
Итак, дело сделано - слова сказаны, фотографии сняты, что дальше?
Дальше несу их на свой нетбук, выбираю те, которые представлены выше и
думаю, как же их обрабатывать? Имея за плечами богатый опыт обработки
женских портретов младшего и среднего модельного возраста, скажем так -
до 40 лет, я совершенно не представлял что мне делать в данном случае.
Пока я думал над проблемой глубины уровня обработки, мой автопилот
начал обработку по стандартной схеме - удаления с лица всего того, что
не радует женщин. Когда процесс был окончен, мне осталось лишь придать
ему некоторую художественность и сохранить на диск. На всякий случай я
решил сравнить «до» и «после». Фото 1M. Как видите, узнаваемость имеет
место быть. А это самое главное ещё со времён фотоателье советского
образца - при съёмке на документы выдать клиенту из стопки фотографий
именно те, которые похожи на него больше всех остальных...
Примерно по такой же методике я обработал и следующий снимок. Фото 2М.
А вот при обработке третьего, меня начали терзать сомнения.
Припомнилась одна модель, сильно возмущавшася тем что я замазал
родинку у неё на портрете. - теперь на снимке не я!,- возмутилась она.
Попытка тут же при ней, нарисовать на обработанном портрете родинку в
нужном месте не смогла её утешить. И вот я, терзаясь сомнениями, а
вдруг и моя модель начнёт возмущаться степенью моей обработки и
некоторым несходством с оригиналом, решил третий портрет обработать
так, чтою он был чуть больше похож на исходный снимок. Хотя, для
случаев возмущения несходством оригинала и обработки, у меня всегда
есть веский аргумент: это художественная фотография, а я фотохудожник!
И как всякий художник имею полное право на своё вИдение вашего образа!
Главное при этом не смеяться самому... Результат моих терзаний
представлен на Фото 3М. На следующий день я сбегал напечатал все три
портрета на форматных листах и передал их модели. Работа была платная.
Хоть стоимость каждой фотографии и была символической, но она была.
Фотографии я передавал не лично, а через человека, приведшего меня к
ней. И вот, через некоторое время, мне возвращают плату и мнутся в
нерешительности - модель заплатила только за два снимка. Третий ей
понравился не очень. И возвращают мне последнюю из моих обработок - Фото 3М...
Так, тяга к прекрасному ещё раз победила суровую правду жизни. Женщина
остаётся женщиной всегда! И не нужно пытаться её понять, - надо просто
попытаться разглядеть её. В нашем случае - сквозь призму прожитых лет.
И чем дальше мы сквозь неё увидим, тем лучше получится портрет.
Спасибо за рассказ, а особенно за трогательное отношение к дамам элегантного возраста! Конечно мне больше всех нравится фото 3, потому что в нём есть грусть самоуглубления. Думаю и дама через 3 года предпочтёт именно его!