Фотограф Игорь Бакбардин



Дневник
Главная | Регистрация | Вход

Главная » 2011 » Декабрь » 5 » Я и фотография
Я и фотография
15:48
Свою первую фотокамеру я получил в подарок на день рождения,‭ ‬когда мне исполнилось‭ ‬9‭ ‬лет.‭ ‬Было это в далёком‭ ‬1964‭ ‬году,‭ ‬но помнится хорошо.‭ "‬Зоркий-6‭" ‬по современной классификации был бы наверное отнесён к классу полупрофессиональных камер.‭ ‬Дальномерная,‭ ‬как сейчас говорят‭ ‬-‭ ‬фулфреймовая камера с курковым взводом и возможностью заправки кассеты с плёнкой на свету.‭ ‬Тогда всё это было актуально,‭ "‬наворочено‭” ‬и в какой-то мере делало и меня фотографом.‭ ‬До этого,‭ ‬в семье был лишь старенький ФЭД,‭ ‬которым в основном снимал старший брат.‭ ‬Были ещё‭ ‬3‭ ‬старых‭ "‬Фотокора‭”‬,‭ ‬но достать пластины‭ ‬9х12‭ ‬см к ним уже не представлялось возможным.‭ ‬Скорее всего они ещё где-то продавались,‭ ‬но печать контактным способом,‭ ‬при наличии в семье неплохого фотоувеличителя никого не привлекала.‭ ‬Хотя,‭ ‬я и экспериментировал с ними,‭ ‬вставляя в кассету вместо пластины,‭ ‬обычную фотобумагу.‭ ‬Но ничего хорошего тогда у меня из этого не получилось и всё внимание было уделено освоению‭ "‬Зоркого-6‭”‬.‭ ‬Больше всего в этой камере меня в том возрасте поразили не её технические возможности,‭ ‬а запах кожанного футляра и ремней.‭ ‬Они пахли настоящей камерой‭! ‬А какой ещё могла быть камера,‭ ‬спросите вы‭? ‬-‭ ‬да игрушечной‭! ‬Согласитесь,‭ ‬в‭ ‬9‭ ‬лет вполне естественно делить своё имущество на игрушки и настоящие вещи,‭ ‬требующие серьёзного отношения.‭ ‬Так вот,‭ ‬запах чехла всегда напоминал что у меня в руках‭ "‬взрослая‭” ‬камера,‭ ‬требующая к себе должного уважения и обладающая магической силой фотографии.‭ ‬Да,‭ ‬тем кто прошёл в своём творческом пути процесс печати фотографий в тёмной комнате с красным светом,‭ ‬кто видел как в проявителе медленно появляется изображение на чистом листе фотобумаги,‭ ‬ничем иным кроме магии,‭ ‬в таинство которой теперь посвящён и он,‭ ‬это не казалось.‭ ‬Итак,‭ ‬в свои‭ ‬9‭ ‬лет я стал магом.‭ ‬Оказалось,‭ ‬что заниматься фотографией в середине‭ ‬60хх годов не так уж и дорого,‭ ‬особенно,‭ ‬когда в семье уже имелось всё оборудование.‭ ‬Рулон плёнки Свема‭ ‬-‭ ‬65‭ (‬65‭ ‬-‭ ‬не год выпуска,‭ ‬а чувствительность в ISO‭) ‬стоил‭ ‬35‭ ‬копеек.‭ ‬Метол-гидрохиноновый проявитель для проявки‭ ‬3-5‭ ‬таких плёнок стоил‭ ‬15‭ ‬копеек.‭ ‬Примерно столько же стоил и фиксаж.‭ ‬Если в один день проявить плёнки и напечатать с них фотографии,‭ ‬можно было сэкономить на фиксаже.‭ ‬Вот собственно и все затраты.‭ ‬Для сравнения цен,‭ ‬могу сказать что батон белого хлеба тогда стоил‭ ‬12‭ ‬копеек.‭ ‬И тем не менее,‭ ‬при такой доступности,‭ ‬фотография была распространена далеко не так широко как в наши цифровые дни.‭ ‬В моём классе ещё у нескольких ребят были камеры,‭ ‬но или им было с ними лень таскаться в школу или родители не позволяли,‭ ‬но когда мы собрались классом через двадцать с лишним лет после выпуска,‭ ‬наши девочки в один голос утверждали что хорошо помнят многие моменты из школьной жизни только благодаря моим фотографиям.‭ ‬При этом,‭ ‬половины того что они показывали,‭ ‬из принесённого с собой на встречу,‭ ‬мне не припоминалось.‭ ‬Я не оставлял себе отпечатков,‭ ‬если на них не было меня.‭ ‬Хотя,‭ ‬где-то это всё до сих пор хранится в негативах,‭ ‬которые я не выбрасывал.‭ ‬Мальчики же молча кивали,‭ ‬но ничего не говорили,‭ ‬а ведь я хорошо помню что в те годы ещё не специализировался на женских портретах‭!‬...
‭   ‬С техникой у меня всё было в порядке,‭ ‬а знаниями поделился отец.‭ ‬Он рассказывал про построение композиции,‭ ‬осмысленность сюжета,‭ ‬обсуждал со мной что и как следует снимать.‭ ‬При печати фотографий ввёл понятие‭ "‬нормальной фотографии‭” ‬-‭ ‬это нормально экспонированный снимок,‭ ‬с резкостью по ключевым деталям.‭ ‬Если на снимке не удавалось добиться этой нормальности,‭ ‬они безжалостно уничтожались.‭ ‬Сколько сереньких,‭ ‬неконтрастных отпечатков,‭ ‬с вообщем-то неплохим сюжетом,‭ ‬было порвано после таинства печати‭! ‬Сейчас в инете можно увидеть и не такое.‭ ‬Отец же,‭ ‬всё это называл фотографическим браком.‭
‭    ‬Эта камера была со мной в армии,‭ ‬в институте,‭ ‬на работе,‭ ‬всегда.‭ ‬В институте из-за пристрастия к фотографии меня добровольно-принудительно сделали фотографом‭ "‬Комсомольского прожектора‭”‬.‭В основном,‭ ‬приходилось снимать общественные мероприятия,‭ ‬такие как сдача крови факультетом и иногда с раннего утра в общежитии тех студентов,‭ ‬которые вместо того чтобы сидеть на паре,‭ ‬ещё спали.‭ ‬Комендант тихонько открывал своим ключом запертые двери и мы влетали с криками‭ ‬-‭ ‬комсомольский прожектор,‭ ‬всем оставаться на местах‭! ‬При этом,‭ ‬мне предписывалось быстро снимать лежащего,‭ ‬который или которая,‭ ‬моментально ныряли под одеяло с головой.‭ ‬Мне катастрофически не хватало света для таких заданий и я был вынужден со стипендии купить себе первую навесную вспышку.‭ ‬Стоила она‭ ‬11‭ ‬рублей,‭ ‬при моей стипендии в‭ ‬50.‭ ‬Для её заряда требовалась сеть,‭ ‬которой,‭ ‬в коридорах общежития часто не было.‭ ‬Покупать профессиональное зарядное устройство было дорого,‭ ‬да и не видел в нём особой надобности.‭ ‬Ещё со времён службы в армии у меня остался индуктор от полевого телефона,‭ ‬который,‭ ‬если быстро крутить ручку,‭ ‬заряжал вспышку секунд за‭ ‬30-40.‭ ‬Итак,‭ ‬мы стояли перед дверью,‭ ‬за которой мирно спала наша жертва,‭ ‬мой напарник,‭ ‬он же глава прожектора,‭ ‬дико крутил ручку индуктора,‭ ‬я прикидывал с какого расстояния придётся снимать,‭ ‬т.к.‭ ‬в комнате времени на фокусировку у меня не будет,‭ ‬комендант тихо открывал дверь и мы все влетали в комнату...‭ ‬Сами понимаете,‭ ‬ничего выдающегося снять не получалось в таких условиях и факультетское начальство скоро отменило такие рейды.‭ ‬Наши‭ "‬жертвы‭” ‬же‭ ‬-‭ ‬напротив,‭ ‬ходили и просили чтобы их поснимали ещё...
‭ ‬    В то время начал пробовать элементы монтажа при печати.‭ ‬Так,‭ ‬сняв для стенгазеты кадр,‭ ‬когда преподаватель сидит за столом,‭ ‬а завкафедрой просит его подняться и попозировать,‭ ‬стоя немного сбоку и сзади него и поднимая с его плеч накинутый пиджак,‭ ‬я сделал помимо оригинала ещё и монтаж,-‭ ‬перевернул плёнку в увеличителе так,‭ ‬чтобы вышло зеркальное отражение и вместо преподавателя вмонтировал фото слона из зоопарка.‭ ‬Таким образом,‭ ‬эти два отпечатка представляли завкафедрой в виде фокусника,‭ ‬превращающего нашего преподавателя в небольшого слоника.‭ ‬Как результат,-‭ ‬снижение на балл оценки на экзамене.‭ ‬У преподавателя было своё отношение к моему творчеству...
‭    ‬Примерно с середины семидесятых стали появляться в широкой продаже цветные слайдовые плёнки,‭ ‬которые потом можно было или сдать в лабораторию на проявку или заниматься этой проявкой самому.‭ ‬Я предпочитал сдавать.‭ ‬Далее,‭ ‬это всё нужно было как-то смотреть.‭ ‬Покупались рамочки для вставки в них разрезанных кадров,-‭ ‬пластмассовые,‭ ‬в которые можно легко вставлять и вынимать,‭ ‬по-дороже и картонные,‭ ‬куда слайд намертво вклеивался,‭ ‬-‭ ‬по-дешевле.‭ ‬Слайды в этих стандартных рамочках уже можно было смотреть на экране через специальные проекторы или одним глазом через недорогое устройство с линзой.‭ ‬Проекторы были дорогие полуавтоматические и попроще,‭ ‬поменьше,‭ ‬подешевле.‭ ‬Это уже было альтернативное направление в фотографии,-‭ ‬вместо таинства печати и снимков,‭ ‬которые всегда можно захватить с собой и показать при встрече друзьям,‭ ‬проектор,‭ ‬тёмная комната и экран.‭ ‬Но зато присутствие цвета и изображение по размерам экрана,‭ ‬которым как правило являлась простыня.‭ ‬Кроме того,‭ ‬у слайдовой плёнки,‭ ‬по сравнению с обычной негативной,‭ ‬был шире динамический диапазон.‭ ‬Да и вроде была позитивная фотобумага,‭ ‬на которой можно было получить отпечаток со слайда.‭ ‬Но всё это уже было сложно для простых фотолюбителей и требовало услуг лабораторий.‭ ‬Да и дороже была слайдовая плёнка по сравнению с обычной чб негативной.‭  ‬Так же появилась в продаже и цветная негативная плёнка,‭ ‬уже полностью ориентированная на фотопечать,‭ ‬а не проекторы.‭ ‬Но процессы её обработки,‭ ‬так же как и слайдовой,‭ ‬были более трудоёмки и не получили широкого распространения среди фотолюбителей.‭‭ ‬Поэтому основным видом съёмки вплоть до‭ ‬1999‭ ‬года у меня оставалась съёмка уже "Зенитом”,‭ ‬но ещё на чб негативную плёнку с последующей печатью выбранных кадров.‭  ‬Последнее десятилетие‭ ‬20го века сделало очередной шаг в‭  ‬распространении и популяризации фотографии,‭ ‬наладив массовое производство широкого ассортимента дешёвых автоматических плёночных‭ "‬мыльниц‭"‬.‭ ‬От владельца такой камеры не требовалось ничего,‭ ‬кроме как нажимать на кнопку.‭ ‬Для проявки и печати цветных изображений,‭ ‬было создано великое множество минилабов.‭ ‬Теперь каждый мог за приемлимые деньги получить пачку фотографий с летнего отдыха или своего любимого чада.‭ ‬Правда качество было не то чтобы очень,‭ ‬но кто ж на это тогда обращал внимание‭? ‬Доступность и дешевизна с лихвой компенсировали качество снимков мыльниц,‭ ‬если верить некоторым тогдашним отзывам,‭ ‬с пластмассовыми линзами.
‭    ‬В‭ ‬1999‭ ‬году я получил доступ к первой цифровой камере.‭ ‬Это была дорогущая по тем временам,‭ ‬одномегапиксельная Casio‭ ‬без оптического зума и прочих возможностей,‭ ‬которыми сейчас обладают современные‭ "‬мыльницы‭”‬.‭ ‬Качество изображения было совсем слабое,‭ ‬короткофокусный объектив сильно ограничивал мои творческие порывы,‭ ‬но это была уже новая эра в фотографии.‭ ‬Именно с этой камерой я узнал все прелести и недостатки цифровой фотографии.‭ ‬Низкое качество снимков,‭ ‬выдаваемой камерой,‭ ‬заставило срочно браться за изучение Фотошопа.‭ ‭ ‬Полученные после обработки изображения,‭ ‬было не на чём печатать.‭ ‬Примерно в‭ ‬2000-2001‭ ‬году,‭ ‬организация,‭ ‬где я тогда работал,‭ ‬приобрела принтер для печати цветной графики.‭ ‬Помимо дорогих чернил и отсутствия драйверов к Виндовс ХP,‭ ‬он страшно‭ "‬полосил‭”‬,‭ ‬не передавал правильных цветов,‭ ‬очень медленно работал.‭ ‬Но это уже был доступный способ получать цветные изображения на бумаге цифровым способом,‭ ‬не обращаясь за помощью в минилабы.‭ ‬На крохотном мониторчике камеры можно было наблюдать картинку,‭ ‬которая может стать фотографией,‭ ‬если нажать кнопку спуска.‭ ‬Это тоже была немного магия,-‭ ‬не ждать проявки плёнки,‭ ‬а сразу видеть кадр‭! ‬Крохотный размер матрицы просто обязывал научиться строить полный кадр так,‭ ‬чтоб он не нуждался в обрезке при обработке.‭ ‬Это существенное новшество после работы с плёнкой,‭ ‬где на это редко обращалось внимание.‭ ‬Да и работа с цветом для меня была приятной новостью,‭ ‬после эры чёрно-белой фотографии.‭ ‬Приятной и нелёгкой,-‭ ‬ну о каком балансе белого могла идти речь в‭ "‬старой жизни‭”?
    Короткофокусность камеры вынуждала подходить ближе к моделям,‭ ‬что не самым лучшим образом отражалось на геометрии лица в полученных снимках.‭ ‬Это обстоятельство побудило меня изготовить специальный кулёк с внутренним карманом для крепления камеры и небольшим отверстием у объектива.‭ ‬Теперь я мог подходить почти вплотную к людям и снимать практически незаметно.‭ ‬Если же кого-то настораживало моё копание в кульке перед ихним лицом,‭ ‬я доставал из кулька семечку и с независимым видом лузгал её,‭ ‬спокойно проходя дальше.‭‭ ‬Правда,‭ ‬приходилось снимать не видя на экранчике,‭ ‬что входит в кадр,‭ ‬но через некоторое время пришло‭ «‬чувство кадра‭» ‬и к моим рукам...
‭    ‬Одномегапиксельность иногда удавалось‭ «‬побороть‭»‬,‭ ‬склеивая панорамки из нескольких кадров.‭ ‬
‭    ‬В жизни общества,‭ ‬первое десятилетие нового века было отмечено постепенным переходом от мыльниц плёночных к мыльницам цифровым.‭ ‬Старые,‭ ‬чисто плёночные минилабы умирали или расширялись до возможностей печати цифровых снимков.‭ ‬У каждого производителя цифровых камер,‭ ‬было своё видение на какой именно тип памяти следует сохранять отснятую информацию.‭ ‬Были камеры,‭ ‬пишущие на‭ ‬3х дюймовые дискеты,‭ ‬на небольшие компакт диски,‭ ‬на микро винчестеры и на многообразные типы полупроводниковых карт памяти.‭ ‬Например,‭ ‬фирма Sony,‭ ‬долгое время выпускала камеры,‭ ‬работающие исключительно с ихними же картами памяти,‭ ‬которые были заметно дороже других типов карт,‭ ‬ставших стандартом де факто.‭ ‬Это продолжалось до тех пор пока зависимость очень даже не плохих камер от дорогой памяти не повлияла на рыночные предпочтения широких масс фотолюбителей.‭ ‬Стали появляться камеры,‭ ‬принимающие‭ ‬2-3‭ ‬типа различных карт памяти.‭ ‬И появились первые цифровые зеркальные камеры по сравнительно доступным ценам.‭ ‬Прорыв наступил с выпуском камеры Canon-10D‭ ‬сразу же за ней Canon-300D‭ ‬через некоторое время Canon-350D.‭ ‬Появление в продаже этих камер,‭ ‬с одной стороны дало старт конкуренции в производстве бюджетных зеркальных камер,‭ ‬с другой стороны,‭ "‬обратило в цифру‭” ‬многих профессиональных фотографов,‭ ‬которые не могли себе позволить перейти с плёнки на незеркальную цифру.‭ ‬Многие из них плевались и ругались,‭ ‬столкнувшись с новым и ещё не настолько вылизанным как у плёнки качеством снимков,‭ ‬необходимостью освоения редакторов изображений и возвращались к плёнке.‭ ‬Но многие прошли все сложности новых технологий и адаптировались к новым условиям,‭ ‬понимая что будущее именно за цифрой.
‭    ‬Скорость,‭ ‬с которой стали появляться новые модели камер и стремительность снижения цен на них,‭ ‬привела к тому что практически в каждой семье к концу первого десятилетия нового века появились цифровые камеры.‭ ‬Производители компьютерной техники стали выпускать доступные устройства считывания информации с любых носителей,‭ ‬применяемых в цифровых камерах,‭ ‬на которые заодно перешли и видеокамеры.‭ ‬Стоимость носителей уменьшалась,‭ ‬а емкость стремительно возрастала.‭ ‬Что же поменялось в обществе,‭ ‬в связи с этими обстоятельствами‭? ‬Существенно изменился рынок фотографии.‭ ‬Свадебные фотографы стали предлагать молодоженам свою работу в тысячах отснятых кадров.‭ ‬Фотографами стали все владельцы цифровых камер.‭ ‬Но потребности снимать сопутствует и потребность с кем-то поделиться отснятым.‭ ‬Что-то сродни потребности бабушек показывать семейные альбомы каждому своему гостю.‭ ‬Здесь как раз подоспели социальные сети с возможностью публикации любого количества любых фотографий без какой-либо обработки.‭ ‬Тем же,‭ ‬кому этого не достаточно,‭ ‬кто увлекается фотографией более серьёзно,‭ ‬-‭ ‬большой выбор специализированных фотосайтов и более содержательная критика.‭ ‬Именно на этих ресурсах я узнал много нового о фотографии вообще и о цифровой фотографии в частности.‭ ‬Это было в начале века,‭ ‬когда на фотосайтах выставлялись профессиональные фотографы,‭ ‬которым это ещё было интересно в силу своей новизны,‭ ‬но ещё не было большого числа тех,‭ ‬кто обладая дорогой фототехникой и минимальным опытом в фотографии,‭ ‬совершенно не выносили никакой критики в адрес своих работ и могли легко перейти на личность автора критики.‭ ‬Хорошие авторы начали выдавать всё меньше конструктивной критики,‭ ‬на которой реально можно было учиться и стали всё больше покидать эти фоторесурсы,‭ ‬оставляя поле боя нуворишам.
‭    ‬Со второй половины прошлого десятилетия и я обзавёлся цифровой зеркалкой.‭ ‬Хотя и перешёл на неё тоже с профессиональной не зеркальной модели,‭ ‬но разница в качестве получаемых снимков была весьма ощутима.‭ ‬Я начал понимать тех кто свой путь в фотографии начинает сразу с зеркальной техники и не ощущает до поры до времени потребности в изучении какого-либо графического редактора.
‭    ‬Так получилось,‭ ‬что в организации,‭ ‬где я работал в начале века,‭ ‬пустовала комната и руководство разрешило мне использовать её под фотостудию на временных условиях,‭ ‬котоые продлились около‭ ‬7и лет.‭ ‬За это время студия обзавелась почти всем необходимым для получения качественных снимков,‭ ‬а я опытом получения этих самых снимков.‭ ‬Оказалось что наличие студии и студийного света вовсе не означает что всё снятое автоматически является шедеврами фотографии.‭ ‬Иногда портреты удавались,‭ ‬иногда нет.‭ ‬Вдруг в серии проскакивает один снимок,‭ ‬заставляющий обратить на себя всё внимание и не замечать остального.‭ ‬Как такое может быть‭? ‬Одна и та же модель,‭ ‬одинаковое освещение,‭ ‬ракурс,‭ ‬план.‭ ‬Что-то неуловимое в выражении лица,‭ ‬раскрытии глаз,‭ ‬наклоне головы и снимок становится превосходным.‭ ‬Но выделить в серии именно этот снимок модель как правило не в состоянии.‭ ‬Она себя видит одинаковой на всей серии.‭ ‬Более того,‭ ‬ей могут понравиться кадры,‭ ‬которые в принципе и нравиться-то не могут.‭ ‬Степень восприятия у модели и фотографа часто не совпадают.‭ ‬Её гораздо больше волнует крохотная морщинка у глаза,‭ ‬которую видно или мифический второй подбородок,‭ ‬а не общий настрой снимка.‭ ‬Хорошо когда модель прислушивается к голосу фотографа и выбирает для постобработки действительно удачные снимки.‭ ‬Чаще же,‭ ‬руководствуясь одной ей ведомой мотивацией,‭ ‬модель в обработку выбирает ничем не примечательные кадры.‭ ‬Просто девушка не имеет за плечами большого опыта съёмки,‭ ‬но имеет своё мнение.‭ ‬Хотя со временем она конечно разберётся и в этом вопросе.‭ ‬Сложно это‭ — ‬снимать людей,‭ ‬но интересно.‭ ‬И очень приятно после съёмки видеть восторженное лицо модели просматривающей отснятый материал.
Категория: Мысли, мнения, цитаты | Просмотров: 722 | Добавил: ibb17 | Рейтинг: 5.0/2 |
Всего комментариев: 0
Добавлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи.
[ Регистрация | Вход ]





Главная страница
Контакты
Каталог файлов
Каталог статей
Фотоальбомы
Видео
Былое и думы
Форум
Гостевая книга
Обратная связь
Разделы дневника
Make-up [1]
Визаж, грим, причёски, всё то, без чего не обходится женщина на съёмках. Да и в жизни тоже...
Компьютерная обработка изображений [1]
Ничто так не красит женщину, как перекись водорода, шутили раньше, в дофотошоповскую эпоху...
Мысли, мнения, цитаты [5]
Фотография в мнениях, мыслях, суждениях. Далеко не бесспорных порой.
Воровство в сети [1]
Фотографии, "позаимствованные" у меня разным образом с фотосайтов.
Фотостудия [0]
Всё, связанное с нашей фотостудией
Форма входа
Календарь
«  Декабрь 2011  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
   1234
567891011
12131415161718
19202122232425
262728293031
Поиск
Друзья сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Наш опрос
Часто ли вы снимаете видео фотокамерой?
Всего ответов: 1
Copyright MyCorp © 2024